Гузель Удачина выступила с докладом на тему инклюзивного образования в республике

20 марта 2019 г., среда

Сегодня Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан приняла участие и выступила с докладом на выездном заседании парламентского объединения женщин-депутатов «Мэрхэмэт–Милосердие» в Зеленодольске по вопросам инклюзивного образования. 

Парламентарии побывали на уроках в городском лицее №9, где созданы все условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе вместе со сверстниками, реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Доверие», лыжную базу, которая работает по программам реабилитации. 

Зеленодольский опыт развития инклюзивного образования депутаты назвали одним из передовых в республике. «Инклюзивное образование в Зеленодольске не просто имеет место быть, но есть и серьезная тенденция к положительной динамике, - подчеркнула заместитель Председателя Государственного Совета, руководитель депутатского объединения «Мэрхэмэт – Милосердие» Татьяна Ларионова, - сегодня ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может быть изолированным от общества».

«К сожалению, количество детей с ОВЗ не уменьшается, - отметила заместитель главы парламента республики, - и хотя Татарстан является регионом-лидером по адаптации детей-инвалидов, а число школ, которые принимают учащихся с ОВЗ, растет, проблемы в этой сфере имеются». Речь идет не только о создании безбарьерной среды, закупке специальной школьной мебели и оборудования, но, в первую очередь, выстраивании системной работы с детьми и родителями.

Примером такой системной работы стал Зеленодольский лицей №9 им. А.С. Пушкина. Сегодня здесь обучаются дети, имеющие диагноз ДЦП, с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, расстройством аутического спектра, соматическими заболеваниями, плохо видящие и слышащие и т.п. С ними дополнительно занимаются специально обученные педагоги и логопеды, а общеобразовательные предметы дети с ОВЗ изучают вместе со своими одноклассниками.  

Одним из приоритетных направлений работы реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ «Доверие» в последние годы стала профессиональная ориентация. Учащиеся изучают азы рабочих профессий, в частности, постигают мастерство каменщиков.   

«Важной задачей для нас является развитие инклюзивной культуры, - считает заместитель министра образования и науки республики Станислав Андреев, - каждый ребенок, обучающийся в школе, должен чувствовать себя комфортно».

В настоящее время в общеобразовательных школах республики обучается около 10 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. За два года профессиональную переподготовку прошли более 1,5 тыс. педагогов и директоров школ.

Как отметил Станислав Андреев, к 2024 году в 54 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, планируется обновление материально-технической базы. Будут также созданы условия для реализации дистанционных программ обучения.

Татьяна Ларинова предложила создать в муниципальных районах площадки для изучения проблем инклюзии. И начать нужно со сбора и анализа информации. Порой в муниципалитетах не могут дать даже точных данных, сколько дошкольников и школьников, требующих особых условий обучения в связи с состоянием здоровья, проживает на территории муниципалитета. Большое внимание следует уделить школьникам, проходящим обучение «на дому». Детей, родители которых выбрали надомную форму обучения, можно чаще собирать, приглашать на мероприятия, заниматься их адаптацией, привлекать к дополнительному образованию, в целом совершенствовать методику обучения на дому, считает Татьяна Ларионова.

Руководитель депутатского объединения обратилась к депутатам из районных и городских советов, которые сегодня также принимали участие в работе заседания, активизировать работу на местах.

Татьяна Ларинова подчеркнула, что в штатное расписание общеобразовательных учреждений нужно дополнительно включить тьютеров, логопедов и дефектологов. Особенно остро ощущается нехватка специалистов по коррекции речи, поскольку количество детей с нарушениями подобного рода за последние годы увеличилось в два раза.  

Уполномоченный по правам ребенка Гузель Удачина обратила внимание коллег на рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья  дошкольного возраста. Поскольку именно ранняя реабилитация детей с ОВЗ чаще всего бывает наиболее эффективной, Гузель Удачина подчеркнула, что сегодня назрела необходимость создания психолого-педагогических центров и служб сопровождения при дошкольных учреждениях.

 «Сегодня не стоит задача, чтобы все дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в общеобразовательных школах, если ребенок не способен видеть или слышать, ему комфортнее всего будет находиться в специализированной школе, однако дети с сохраненным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний, должны ходить в школу со сверстниками, - считает Татьяна Ларионова, -  дети с диагнозом ДЦП, соматическими заболеваниями… Просто для них должны создаваться особые условия. Например, при сахарном диабете ребенку важно организовать индивидуальное питание, возможность вовремя получать инъекции». 

Вопрос инклюзивного образования женщинами-депутатами взят на контроль. «Новый учебный год мы должны начинать с новыми подходами в инклюзивном образовании», - подчеркнула заместитель Председателя Государственного Совета.

Подготовлено по материалам пресс-службы Государственного Совета Республики Татарстан

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International