С 1 марта 2025 года вступает в силу новый типовой порядок организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям. Этот приказ Министерства просвещения РФ (№ 778 от 6 ноября 2024 года) внесёт важные изменения в статьи 28 и 43 Федерального закона «Об образовании». Что же конкретно изменится
Основные нововведения
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь: теперь она станет обязательной частью образовательного процесса. Помощь будет включать такие направления, как:
•психологическое консультирование;
•коррекционные и развивающие занятия;
•медицинские мероприятия;
•профориентация и социальная адаптация.
Эта поддержка предназначена для тех детей, кто испытывает сложности в обучении, развитии или социальной адаптации, а также для несовершеннолетних, имеющих конфликты с законом.
Социально-психологическое тестирование: важный аспект новых правил — обязательное тестирование всех учащихся. Его цель — своевременно выявлять возможные риски, связанные с вовлечением детей в антиобщественные группы, в том числе экстремистского и террористического характера в целях обеспечения безопасности и благополучия школьников.
Как это повлияет на детей
•Ранняя диагностика проблем: тестирование поможет выявить возможные трудности и риски на ранних этапах, что критически важно для своевременной помощи.
•Индивидуальные программы поддержки: результаты тестов позволят разрабатывать персонализированные планы работы с каждым ребёнком, учитывая его особенности и потребности.
•Повышенная безопасность: введение обязательных проверок создаст более защищённую образовательную среду, где каждый ребёнок сможет чувствовать себя комфортно и безопасно.
•совместная работа родителей и педагогов: родители, учителя и специалисты будут работать вместе над поддержкой ребёнка, обеспечивая ему всестороннюю помощь.
Вопросы, требующие внимания
Несмотря на положительные аспекты нововведений, остаются некоторые нерешённые моменты:
•Конфиденциальность данных: необходимо гарантировать, что информация, полученная в ходе тестирования, будет использоваться исключительно в рамках обозначенной цели и останется конфиденциальной.
•Методики проведения тестов: требуется разработка чётких и объективных методов тестирования, чтобы исключить возможность ошибок и предвзятости.
•Поддержка семей: важно обеспечить доступ каждой семье к консультациям и поддержке, связанным с результатами тестирования.
Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан пристально следит за всеми законодательными инициативами, касающимися прав детей. Важно, чтобы новые правила не усложняли жизнь школьников и их семей, а стали реальным инструментом защиты и развития.
Ознакомиться с полным текстом приказа можно по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/document/000120241119..