Согласно ст. 28 Закона РФ от 28.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с абз. 4 п.2 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, а также порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление №1006), утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п. 1 Постановления № 1006, требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Постановления №1006, для объектов третьей и выше категории обязательным является оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Таким образом, допуск лиц на территорию образовательного учреждения через рамку металлоискателя является одним из обязательных требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений, реализуемым в рамках действия Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановлением №1006.
Согласно письму Министерства просвещения РФ от 24.02.2021 №12-286 «Об актуализации методических рекомендаций» для обеспечения антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными Постановлением №1006, руководитель организации - правообладателя объектов (территорий) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению АТЗ объекта (территории), а именно положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.
Разработка и принятие внутренних локальных актов организации в установленной сфере деятельности, в том числе регламентирующих правила внутреннего распорядка, в соответствии с Законом об образовании относится к компетенции образовательной организации. В связи с изложенным образовательное учреждение также вправе устанавливать правила пропускного режима.
Как правило, в образовательных учреждениях металлодетекторы арочного типа работают на основе электромагнитной индукции. Внутри арки устройства расположены две катушки: одна из них генерирует электромагнитное поле, а вторая служит для его приёма. Когда металлический объект проходит через арку, он изменяет электромагнитное поле, что фиксируется приёмной катушкой и вызывает срабатывание сигнала устройства. Это поле не оказывает никакого вредного воздействия на человека или электронные устройства, оно срабатывает только на металлические предметы.
Установка металлодетектора на единственном входе в здание без возможности для учащихся пройти иным путем может привести к нарушению прав отдельных учеников, которые имеют соответствующие противопоказания для использования данного вида устройств. Медицинские последствия использования стационарного металлодетектора в зависимости от частоты применения законодательно не урегулированы.
Поэтому мы полагаем, что установка металлодетектора на единственном входе в здание без возможности пройти иным путем при наличии такой необходимости может привести к нарушению прав отдельных участников образовательного процесса, у которых обнаружатся соответствующие противопоказания.
На наш взгляд, сформулировать во внутреннем документе правила, связанные с функционированием арочного металлодетектора, необходимо. Во-первых, руководствуясь этим документом, ответственные сотрудники учреждения смогут надлежащим образом среагировать, если металлодетектор обнаружит запрещенные к проносу предметы. Во-вторых, наличие соответствующего внутреннего регламента поможет при возникновении споров с участниками образовательного процесса. Важно также закрепить в документе процедуру действий в случае необходимости досмотра детей в отдельном помещении при положительном результате прохождения металлодетектора.
Тем не менее, рекомендую обратиться в руководство школы с запросом о предоставлении информации о типе используемых металлодетекторов и сертификате соответствия.
Если останутся вопросы, то необходимо обратиться в Роспотребнадзор для установления безопасности используемых металлодетекторов в школе.
Последнее обновление: 8 октября 2024 г., 17:10