О принятии дополнительных мер по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей

13 августа 2019 г., вторник

Сегодня в Кабинете Министров Республики Татарстан сосотоялся брифинг с представителями средств массовой информации об итогах работы Межведомственной рабочей группы по обеспечению взыскания задолженностей по алиментным платежам в Республике Татарстан в котором приняли участие Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Р.К.Нигматуллин, Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан - главный судебный пристав Республики Татарстан И.М.Безуевский и Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Г.Л.Удачина.

Ежегодно к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Татарстан обращаются десятки граждан в защиту прав детей на достойное содержание от своих родителей, т.е. на алименты.

В 2018 году количество таких обращений составило порядка 200 жалоб. Это жалобы на бывших супругов, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, жалобы на судебных приставов-исполнителей. Ежегодно доля таких обращений составляет порядка 10%.

За 6 месяцев 2019 года в адрес Аппарата Уполномоченного поступило 60 обращений, что на 30% меньше чем за аналогичный период 2019 года. Это составило 7% от общего количества обращений (6 мес. 2018 – 89 обращений,10,9% от общего количества). Это самый низкий показатель с 2013 года.

Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению своих детей являются общепризнанными во всем мире и закрепленым нормами международного права. Конвенция ООН о правах ребенка определяет, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Семейное законодательство Российской Федерации также устанавливает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. При этом Семейный кодекс исходит из презумпции добросовестности исполнения родителями их родительских обязанностей и предлагает родителям, прежде всего, самим, без обращения в судебные органы, добровольно, по взаимной договоренности определить порядок и форму предоставления содержания несовершеннолетним детям. Судебный порядок взыскания алиментов возникает только в случае, если родители не предоставляют содержания своих детям.

Основными итогами деятельности Межведомственной рабочей группы по обеспечению взыскания задолженностей по алиментным платежам в Республике Татарстан стали:

  • снижение количества исполнительных производств по взысканию алиментов, находящихся на исполнении (на 1399 производств,  6,4%) 

по итогам 6 месяцев 2019 года – 20 623; 6 м. 2018 г. - 22 022.

  • снижение суммы задолженности по алиментным платежам на 344 296 млн. рублей (10,5%)

задолженность по итогам 6 м. 2019 г. – 2 923 087 млн.руб.; 6 м. 2018 -  3 267 382 млн.руб.

  • увеличение количества протоколов, составленных по ст. 5.35. КоАП РФ (на 249 протоколов, 20%) 

6 м. 2019 г. – 1 469 протоколов; 6 м. 2018 г. – 1220 протоколов.

Сегодня выстроена законодательная и исполнительная система принудительного взыскания алиментов. Полномочия четко определены за Федеральной службой судебных приставов.

Действенными мерами, обеспечивающими принудительное взыскание алиментов, являются меры воздействия на должников в виде удержания денежных средств из заработной платы, выявления и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в кредитных организациях, и имущество, установления ограничения на выезд из Российской Федерации, ограничения на пользование должником специальным правом, применения полномочий административной и уголовной юрисдикции.

В последние годы (2016-2018) предпринимаются шаги по расширению мер принудительного воздействия:

  1. ограничение пользования должником специальным правом (свыше 2 140 чел.);
  2. ограничение права выезда за пределы РФ (более 16 тыс. человек);
  3. ужесточилось административное наказание.
  4. уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.
  5. важнейшей новацией прошлого года стало принятие 7 марта 2018 года Федерального закона ФЗ № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» о внесении изменений в ГПК РФ и Закон об исполнительном производстве, в соответствии с которым, скрывающегося должника по алиментам могут признать в судебном порядке безвестно отсутствующим. Должник признается таковым, если по истечении 1 года его розыска судебными приставами не установлено его местонахождение. Это является основанием для начисления детям страховой пенсии по потери кормильца (8232 рубля) (в 2019 году заведено 795 дел по розыску должников, 770 – нашли).

Задачей, поставленной Президентом РТ год назад, стала выработка и реализация межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных органов, органов прокуратуры, общественных и религиозных организаций, СМИ и дополнительных мер по обеспечению взыскания задолженностей по алиментным платежам в Республике Татарстан.

Вместе с тем, Межведомственной рабочей группой по обеспечению взыскания задолженностей по алиментным платежам в Республике Татарстан были обозначены дополнительные меры по усилению межведомственного взаимодействия различных государственных, муниципальных органов, органов прокуратуры, общественных и религиозных организаций.

Для его реализации в муниципальных образованиях республики необходимо принятие следующих мер:

  1.  Массовые рейдовые мероприятия с ГИБДД, участковыми уполномоченными полиции (выходы по адресам должников);
  2. При наличии задолженности по алиментам по причине задержки заработной платы работодателем, незамедлительное уведомление органов прокуратуры;
  3. СМС- оповещение или автоматический обзвон должников по алиментам;
  4. Осуществление мониторинга отбытия назначенного административного наказания в виде обязательных работ;
  5. Разъяснительная работа с родителями;
  6. Вынесение на рассмотрение муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вопросов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей лицами, имеющими задолженность по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, с привлечением родителей к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ;
  7. Поддержка исков о лишении (ограничении) родительских прав. Часто такой шаг заставляет должника оплатить задолженность и начать платить алименты. Если нет, то в дальнейшем такой родитель не вправе претендовать на алименты на свое содержание;
  8. Обеспечение мер по трудоустройству родителей, являющихся должниками;
  9. Проработка с работодателями вопросов проверки сотрудников на предмет наличия возбужденных исполнительных производств по алиментам с использованием ресурсов официального сайта ФССП России fssprus.ru в разделе «Узнай о своих долгах», а также на постоянной основе проводить проверки кандидатов на трудоустройство. В случае установления таких фактов, сообщать в структурные подразделения УФССП по РТ;
  10. усиление роли глав муниципальных образований (проведение постоянного мониторинга ситуации уплаты алиментов в муниципалитете, организация индивидуальной работы с родителями-должниками и работодателями);
  11. привлечение представителей религиозных конфессий к организации разъяснительной работы с должниками;
  12. привлечение общественности (совет отцов, общественные организации родителей детей-инвалидов);
  13. организация тематических акций;
  14. использование ресурсов социальной рекламы, освещение темы необходимости уплаты алиментов в местных средств массовой информации;
  15. усиление деятельности органов опеки и попечительства по обеспечению прав детей на алименты. И речь идет не только о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях или «сиротских» учреждениях. Статья 80 Семейного кодекса РФ устанавливает, что при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредставлении содержания несовершеннолетними детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Необходимо отметить, что в рамках контрольно-надзорной деятельности Уполномоченного по правам ребенка вопросы взыскания алиментов являются предметом особого внимания.

  1. Уполномоченный – член Межведомственной рабочей группы по обеспечению взыскания задолженности по алиментным платежам в РТ.
  2. В ходе рабочих визитов Уполномоченного по правам ребенка на заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав анализируется состояние дел в данной сфере и даются рекомендацию по устранению выявленных проблем. Данные заседания проходят с обязательным участием прокуратуры района.

В 2018-2019 гг данная работа проведена в 32 муниципальных районах (в 2018 - 24 муниципальных районах, в 2019 – в 8 муниципальных районах).

3. практикуются тематические приемы граждан по вопросам взыскания алиментов, в том числе выездные. За период 2018-2019 годов таких приемов прошло 5 (Арский, Верхнеуслонский, Алексеевский, Рыбно-Слободский, Сабинский).

4. Пристальное внимание уделяется вопросам взыскания алиментов в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на начало этого года в республике было 11 000 детей-сирот. 75% процентов детей данной категории – это дети родителей, лишенных родительских прав, и соответственно, имеющие право на получение алиментов.

К сожалению, можно отметить, что отсутствует системная работа органов опеки и попечительства по контролю за деятельностью приемных родителей по взысканию алиментов в интересах подопечных.

С другой стороны, зачастую приемные родители сами не активны в данной сфере, иногда и вовсе отказываются от алиментов, тем самым нарушая права и законные интересы подопечных детей.

5. Еще одной категорией, которая является зоной особого внимания Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан являются семьи с детьми-инвалидами.

В Республике проводится системная, масштабная межведомственная работа с неплательщиками алиментов на детей с инвалидностью.

Движение в данном направлении имеется и это, несомненно, достигнуто благодаря совместным усилиям Управлением федеральной службы судебных приставов, Управлением федеральной службы исполнения наказаний, Министерства труда, занятости и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Исполнительным комитетам муниципальных образований нашей республики и профильных учреждений и ведомств.

Еженедельно в каждом районе осуществляются рейды по неплательщикам алиментов, за каждой семьей с ребенком-инвалидом закреплён ответственный с целью помощи и содействия в работе по розыску неплательщика.

Организованы единые дни приёма граждан по вопросу алиментных платежей, в работу включены Совет отцов, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан.

В средствах массовой информации, на информационных стендах учреждений размещены памятки и материалы по вопросам алиментных платежей, созданы социальные ролики, рекламные баннеры в поддержку семьи и детства.

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International