Правомерно ли администрация школы требует при зачислении предоставление заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом?

  • Правомерно ли администрация школы требует при зачислении  предоставление заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом.
  •  

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права оказания медицинской помощи.

В силу статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

 Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно пункту 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (преамбула).

Данным законом противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях. Профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (статья 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее - Правила). Правила устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2). Согласно пункту 1.3 Правил их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил 3.1/3.2.3146-13» регламентировано, что «в образовательных и оздоровительных организациях, осуществляющих воспитание и обучение детей и подростков, должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями».

Таким образом, на сегодняшний день в целях осуществления допуска ребенка   в образовательное учреждение, туберкулинодиагностика которому не проводилась, требования законодательства диктуют необходимость предоставления заключения врача - фтизиатра об отсутствии у него заболевания.

Из вышеизложенного следует, что в случае отказа от туберкулинодиагностики, в том числе от постановки пробы Манту или иных альтернативных методов обследования ребенка на туберкулез, предлагаемых врачом  - фтизиатром и необходимых для вынесения соответствующего заключения, получение ребенком образования может быть организовано вне организации, осуществляющей образовательную деятельность (в форме семейного образования).

Таким образом,  дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, к образовательному процессу должны допускаться только при наличии заключения фтизиатра об отсутствии заболевания, которое выдается лишь после обследования (проба Манту с 2ТЕ ППД-Л или проба с Диаскинтестом, T-srort, Quantiferon или рентгенологическое обследование).

В тоже время образовательные организации не вправе отказать в приеме (зачислении детей в детские сады без прохождения туберкулинодиагностики, а вправе лишь не допустить к образовательному процессу в детском коллективе.

Данная позиция поддержана Прокуратурой Республики Татарстан.

 

Последнее обновление: 7 июня 2016 г., 14:29

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International